29 ноября 2023

Занятия с учителем-логопедом в детском саду

Занятия с учителем-логопедом в детском саду
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Еë цель — выработка полноценных движений и определенных положений губ и языка, необходимых для правильного произношения тех или иных звуков.
Чтобы подобные занятия были в радость ребёнку, доступны и понятны, а так же, формировали положительную мотивацию, в своей повседневной работе я использую различные нетрадиционные варианты проведения артикуляционной гимнастики.
Один из таких способов - знакомство с Весёлым Язычком и историями о его путешествиях. Каждая история содержит в себе комплекс упражнений, уже отработанных ранее и объединëнных в один сюжет.
Так, например, Весёлый Язычок отправляется в осенний лес и под осенними листочками находит артикуляционные упражнения:
"Раз, два, три, четыре, пять -
В осенний лес идем гулять.
Будем листья собирать
И упражнения выполнять."
Предлагаю вашему вниманию 5 универсальных упражнений речевой гимнастики.

Блинчик

Упражнение подготовит артикуляционный аппарат ребёнка к произношению свистящих и шипящих звуков.
Как выполнять: приоткрыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу, края языка должны касаться уголков рта. Подержать язык в таком положении 5–10 секунд.
Обратить внимание: язык должен быть неподвижным и полностью расслабленным.
Вкусное варенье
Упражнение направлено на подготовку артикуляционного аппарата к произношению звука [ш].
Как выполнять: приоткрыть рот и расслабить язык. Широким языком облизать верхнюю губу. Повторять это движение сверху вниз 5–10 раз.
Обратить внимание: работать должен только язык, без помощи губ и челюсти. Язык должен быть расслабленным и широким, чтобы его боковые края касались уголков губ.

Качели
Упражнение направлено на укрепление мышц языка для верхнего подъёма, подготовка к произношению звуков [р], [р’], [л] и [л’].

Как выполнять: открыть рот и улыбнуться. Кончиком языка последовательно дотрагиваться до верхних и нижних зубов. Выполнять упражнение 5–7 раз.
Обратить внимание: работает только язык, нижняя челюсть неподвижна.
Лошадка
Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку и укрепляет верхний подъём, подготавливает артикуляционный аппарат м для произношения звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’], [р] и [р’].

Как выполнять: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать язык к нёбу, а затем пощёлкать кончиком языка. Рот должен быть открыт широко, чтобы тянулась подъязычная связка.
Обратить внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна.
Грибок

Упражнение направлено на подготовку артикуляционного аппарата для произношения звуков [р] и [р’].
Как выполнять: широко открыть рот и улыбнуться. Прижать язык к нёбу всей поверхностью и не отрывать его (как будто делаете упражнение "Лошадка", но не щелкаете кончиком языка).Тянуть нижнюю челюсть вниз, чтобы растягивалась подъязычная связка (уздечка). Язык будет похож на грибок. Удерживать язык в таком положении 5-10 секунд.
Обратить внимание: язык должен быть плоским и плотно прижиматься к нёбу всей поверхностью. Подъязычная связка натянута, как тонкая ножка гриба.
Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики поможет ребёнку быстрее научиться правильно произносить звуки родного языка.